Шалом, ув форумчане. Данную статейку на форуме не находил и по этому решил это исправить. Материал не мой, но очень мощный и будет полезен как тем, кто уже начал заниматься изучением НЛП, так и тем, кто только хочет начать. В любом случае, полезно будет почитать для развития собственных навыков.
Леон Фестингер — американский психолог, автор теории когнитивного диссонанса, которая заключается в том, что если людям навязывается поведение, которое не соответствует их внутренним убеждениям, они начинают ощущать дискомфорт и социальное давление. И для того, чтобы избежать этого неприятного состояния, мы начинаем «подгонять» себя и некоторые свои мысли под навязываемые стандарты или ситуации.
Например, вы купили дорогой, но абсолютно бестолковый девайс, который еще и плохо работает. Вы ведь не можете признаться окружающим в том, что промахнулись с такой дорогой покупкой? Как же срабатывает наш внутренний переключатель?
Любопытный эксперимент
Представьте себе, что вам предложили принять участие в одном социальном эксперименте. Участников разделили на две группы. Одной группе ничего не сказали по поводу предстоящих заданий, а второй группе дали определенный настрой.
Вы оказываетесь в первой группе и теперь в течении первых 30 минут перемещаете катушки в коробке, а в течении следующих 30 минут вы заняты перемещением колышков вокруг доски и все это кажется неимоверно скучным занятием. Что, в принципе, так и есть на самом деле.
После окончания эксперимента к вам в комнату входит ведущий и интересуется, понравилось ли вам? И когда вы говорите, что было ужасно скучно, он удивляется и сообщает вам, что всем остальным участникам понравилось и они сочли эти занятия весьма интересными.
После этого он просит вас о небольшом одолжении. Дело в том, что его помощник, который вводит в курс следующего участника, не пришел и нужен человек, который рассказал бы ему о том, какое увлекательное задание предстоит выполнить в ходе эксперимента. И после этого ведущий предлагает вам за эту услугу 1$. Вы соглашаетесь помочь, входит следующий участник и вы рассказываете о том, что ему сейчас предстоит выполнить очень интересное задание, хотя сами буквально 5 минут назад думали, что умрете от скуки, так и не дождавшись окончания эксперимента. После этого ведущий эксперимента возвращается в комнату, сердечно благодарит вас за помощь и еще раз напоминает о том, что другие участники нашли эти занятия очень увлекательными.
Затем вы проходите в следующую комнату, где с вами проводят интервью об эксперименте, который вы только что прошли, в ходе которого задают вопрос о том, насколько поставленные перед вами задачи были интересными. И дают вам пару минут подумать над ответом. Вы раздумываете и выполненные задания уже не кажутся вам такими скучными. Вы даже начинаете видеть в движении катушек и переставлении колышков определенную красоту симметрии. Мысли о том, что сейчас вы внесли весомый вклад в науку и результаты эксперимента помогут выяснить что-то интересное и полезное, греют вам душу. И вы решаете, что задания были достаточно интересными.
И в самом конце вы разговариваете с другом или подругой, которые также прошли через этот эксперимент, но были во второй группе. В ходе беседы выясняется, что ваши переживания и процесс были практически идентичны за исключением одного момента — вашему другу за введение в курс следующего участниками и настроя его на позитивный лад заплатили не 1$, как вам, а 100$. Тогда вы спрашиваете об ощущениях во время выполнения заданий с колышками и катушками, на который получаете в ответ, что это было ужасно скучно! Но вам так уже не кажется и вы пытаетесь настоять на своем, доказывая увлекательность и скрытую красоту выполненных действий.
Что же произошло? Вас не предупреждали о том, что задания будут скучными, но после их выполнения постоянно повторяли о том, что всем остальным участникам было очень весело. То есть ваши первоначальные ощущения не совпадали с мнением большинства и вы начинали чувствовать себя неуютно. Поэтому сознание начало искать выход из этой щекотливой ситуации и в итоге вы даже нашли «скрытые прелести», потому что раз всем остальным понравилось, значит вы что-то не уловили или не доглядели. И мозг устраивает нам свою «дополненную реальность». У участников второй группы подобных расхождений не было, так как им заранее сказали, что эксперимент будет ужасно скучным, и они были чисты перед своей совестью.
Со времени первого эксперимента подобные исследования повторялись уже не один десяток раз и каждый раз результаты показывают, что люди склонны к самообману, если на них давят внешние обстоятельства. Мы находим просто невообразимые причины и доказательства и начинаем в них верить, лишь бы наше внутреннее состояние хотя бы немного совпадало с мнением большинства.
Сила когнитивного диссонанса
Отличный пример использования когнитивного диссонанса показывают коучеры, которые продают тренинги, и иногда за довольно кругленькую сумму (5 любимых лживых утверждений коучеров о личном развитии). Есть несколько правил успешного коучинга, построенных на привычке людей обманывать самих себя: тренинги должны стоить довольно внушительную сумму; чем больше людей в группе, тем лучше; всегда гарантированный результат.
Мы все дружно впрягаемся в одну упряжку и тянем ее, повторяя хором все, что нам скажет коуч. Да, мы все сможем! Да, для нас не существует непреодолимых препятствий! Да, мы самые обаятельные и очаровательные! И даже если мы на самом деле абсолютно не ощущаем всего этого по окончании тренинга, признаваться в этом стыдно. Во-первых, потому что все вокруг улыбаются и говорят, что теперь для них не существует такого слова как «невозможно». Мы ведь не можем быть менее одаренными, чем остальные надцать человек в группе?! Во-вторых, мы выложили за это кругленькую сумму и признаваться друзьям (да и самому себе) в том, что деньги были потрачены зря ой как не хочется. Поэтому наше подсознание начинает быстренько искать всевозможные оправдания и бенефиты, полученные от занятий.
Точно также оправдывают свои действия солдаты, выполняя приказы, которые идут в разрез с их мировоззрением: они ведь на службе и это их долг. Политики лгут избирателям, внушая себе, что это все ради страны: ведь они должны всеми правдами и неправдами попасть в правительство?! Например, Гитлер убедил народ Германии в том, что вторую мировую начала Польша и что он на самом деле спасает Европу от нашествия коммунизма. А сам он умер свято веря в то, что Германия стала жертвой мирового Еврейского заговора.
Не позволяйте другим убеждать себя в том, что ваши мысли на самом деле не соответствуют действительности только потому, что все остальные думают иначе. Ведь на то у нас есть разум, который позволяет нам мыслить рационально и отделять пусть не такую уж привлекательную действительность от красивой лжи. Не поддавайтесь стадному чувству, думайте, анализируйте и не бойтесь признавать свои ошибки и поражения.
Леон Фестингер — американский психолог, автор теории когнитивного диссонанса, которая заключается в том, что если людям навязывается поведение, которое не соответствует их внутренним убеждениям, они начинают ощущать дискомфорт и социальное давление. И для того, чтобы избежать этого неприятного состояния, мы начинаем «подгонять» себя и некоторые свои мысли под навязываемые стандарты или ситуации.
Например, вы купили дорогой, но абсолютно бестолковый девайс, который еще и плохо работает. Вы ведь не можете признаться окружающим в том, что промахнулись с такой дорогой покупкой? Как же срабатывает наш внутренний переключатель?
Любопытный эксперимент
Представьте себе, что вам предложили принять участие в одном социальном эксперименте. Участников разделили на две группы. Одной группе ничего не сказали по поводу предстоящих заданий, а второй группе дали определенный настрой.
Вы оказываетесь в первой группе и теперь в течении первых 30 минут перемещаете катушки в коробке, а в течении следующих 30 минут вы заняты перемещением колышков вокруг доски и все это кажется неимоверно скучным занятием. Что, в принципе, так и есть на самом деле.
После окончания эксперимента к вам в комнату входит ведущий и интересуется, понравилось ли вам? И когда вы говорите, что было ужасно скучно, он удивляется и сообщает вам, что всем остальным участникам понравилось и они сочли эти занятия весьма интересными.
После этого он просит вас о небольшом одолжении. Дело в том, что его помощник, который вводит в курс следующего участника, не пришел и нужен человек, который рассказал бы ему о том, какое увлекательное задание предстоит выполнить в ходе эксперимента. И после этого ведущий предлагает вам за эту услугу 1$. Вы соглашаетесь помочь, входит следующий участник и вы рассказываете о том, что ему сейчас предстоит выполнить очень интересное задание, хотя сами буквально 5 минут назад думали, что умрете от скуки, так и не дождавшись окончания эксперимента. После этого ведущий эксперимента возвращается в комнату, сердечно благодарит вас за помощь и еще раз напоминает о том, что другие участники нашли эти занятия очень увлекательными.
Затем вы проходите в следующую комнату, где с вами проводят интервью об эксперименте, который вы только что прошли, в ходе которого задают вопрос о том, насколько поставленные перед вами задачи были интересными. И дают вам пару минут подумать над ответом. Вы раздумываете и выполненные задания уже не кажутся вам такими скучными. Вы даже начинаете видеть в движении катушек и переставлении колышков определенную красоту симметрии. Мысли о том, что сейчас вы внесли весомый вклад в науку и результаты эксперимента помогут выяснить что-то интересное и полезное, греют вам душу. И вы решаете, что задания были достаточно интересными.
И в самом конце вы разговариваете с другом или подругой, которые также прошли через этот эксперимент, но были во второй группе. В ходе беседы выясняется, что ваши переживания и процесс были практически идентичны за исключением одного момента — вашему другу за введение в курс следующего участниками и настроя его на позитивный лад заплатили не 1$, как вам, а 100$. Тогда вы спрашиваете об ощущениях во время выполнения заданий с колышками и катушками, на который получаете в ответ, что это было ужасно скучно! Но вам так уже не кажется и вы пытаетесь настоять на своем, доказывая увлекательность и скрытую красоту выполненных действий.
Что же произошло? Вас не предупреждали о том, что задания будут скучными, но после их выполнения постоянно повторяли о том, что всем остальным участникам было очень весело. То есть ваши первоначальные ощущения не совпадали с мнением большинства и вы начинали чувствовать себя неуютно. Поэтому сознание начало искать выход из этой щекотливой ситуации и в итоге вы даже нашли «скрытые прелести», потому что раз всем остальным понравилось, значит вы что-то не уловили или не доглядели. И мозг устраивает нам свою «дополненную реальность». У участников второй группы подобных расхождений не было, так как им заранее сказали, что эксперимент будет ужасно скучным, и они были чисты перед своей совестью.
Со времени первого эксперимента подобные исследования повторялись уже не один десяток раз и каждый раз результаты показывают, что люди склонны к самообману, если на них давят внешние обстоятельства. Мы находим просто невообразимые причины и доказательства и начинаем в них верить, лишь бы наше внутреннее состояние хотя бы немного совпадало с мнением большинства.
Сила когнитивного диссонанса
Отличный пример использования когнитивного диссонанса показывают коучеры, которые продают тренинги, и иногда за довольно кругленькую сумму (5 любимых лживых утверждений коучеров о личном развитии). Есть несколько правил успешного коучинга, построенных на привычке людей обманывать самих себя: тренинги должны стоить довольно внушительную сумму; чем больше людей в группе, тем лучше; всегда гарантированный результат.
Мы все дружно впрягаемся в одну упряжку и тянем ее, повторяя хором все, что нам скажет коуч. Да, мы все сможем! Да, для нас не существует непреодолимых препятствий! Да, мы самые обаятельные и очаровательные! И даже если мы на самом деле абсолютно не ощущаем всего этого по окончании тренинга, признаваться в этом стыдно. Во-первых, потому что все вокруг улыбаются и говорят, что теперь для них не существует такого слова как «невозможно». Мы ведь не можем быть менее одаренными, чем остальные надцать человек в группе?! Во-вторых, мы выложили за это кругленькую сумму и признаваться друзьям (да и самому себе) в том, что деньги были потрачены зря ой как не хочется. Поэтому наше подсознание начинает быстренько искать всевозможные оправдания и бенефиты, полученные от занятий.
Точно также оправдывают свои действия солдаты, выполняя приказы, которые идут в разрез с их мировоззрением: они ведь на службе и это их долг. Политики лгут избирателям, внушая себе, что это все ради страны: ведь они должны всеми правдами и неправдами попасть в правительство?! Например, Гитлер убедил народ Германии в том, что вторую мировую начала Польша и что он на самом деле спасает Европу от нашествия коммунизма. А сам он умер свято веря в то, что Германия стала жертвой мирового Еврейского заговора.
Не позволяйте другим убеждать себя в том, что ваши мысли на самом деле не соответствуют действительности только потому, что все остальные думают иначе. Ведь на то у нас есть разум, который позволяет нам мыслить рационально и отделять пусть не такую уж привлекательную действительность от красивой лжи. Не поддавайтесь стадному чувству, думайте, анализируйте и не бойтесь признавать свои ошибки и поражения.