Социо́ника — концепция типов личности и взаимоотношений между ними. Создана в1970-х годах Аушрой Аугустинавичюте на основе типологии Юнга и теорииинформационного метаболизма А. Кемпинского. Из восьмитипной типологии Юнга соционика выводит существование 16 соционических типов.
Соционика не имеет общепризнанного научного статуса, независимые авторы указывают на недостаточную эмпирическую обоснованность соционики как в её основе, так и в дальнейшем развитии.
На Западе термин «соционика» употребляется в другом смысле — для обозначения междисциплинарной области исследований в области распределённых систем искусственного интеллекта и их приложениям к социологии.
Соционический тип (тип «информационного метаболизма», ТИМ, социотип) — одно из основных понятийсоционики. Согласно соционической теории, существует шестнадцать таких типов и всякий человек может быть отнесён к одному из них. Соционика, развивая типологию Юнга, выделяет эти типы как результат различных комбинаций «психических функций»
Описание соционических типов (не реклама)
Соционика не имеет общепризнанного научного статуса, независимые авторы указывают на недостаточную эмпирическую обоснованность соционики как в её основе, так и в дальнейшем развитии.
На Западе термин «соционика» употребляется в другом смысле — для обозначения междисциплинарной области исследований в области распределённых систем искусственного интеллекта и их приложениям к социологии.
Соционический тип (тип «информационного метаболизма», ТИМ, социотип) — одно из основных понятийсоционики. Согласно соционической теории, существует шестнадцать таких типов и всякий человек может быть отнесён к одному из них. Соционика, развивая типологию Юнга, выделяет эти типы как результат различных комбинаций «психических функций»
Описание соционических типов (не реклама)
В настоящее время нельзя ответить однозначно на вопрос о том, является ли соционика наукой.Наиболее радикально настроенные слои научного сообщества, особенно, тяготеющие к точным наукам, соционику наукой не считают (как, впрочем, и психологию в целом). Некоторые считают соционику, в лучшем случае, баловством и ассоциируют ее с популярной астрологией, гаданием на картах и кофейной гуще; а в худшем случае — вредной практикой бездумного навешивания ярлыков на всё, что движется.
Аргументы радикалов сводятся к тому, что у соционики нет ни внятной теории, ни надежного метода, да и само существование такого явления, как «соционический тип» ставится под вопрос (отсюда и возникает идея «ярлычничества»).
Рассмотрим эти аргументы по порядку:
Аргументы радикалов сводятся к тому, что у соционики нет ни внятной теории, ни надежного метода, да и само существование такого явления, как «соционический тип» ставится под вопрос (отсюда и возникает идея «ярлычничества»).
Рассмотрим эти аргументы по порядку:
- Аргумент : «У соционики нет внятной теории».
С одной стороны, да: теория соционики на сегодняшний момент весьма разрознена, местами бестолкова и самодостаточна (в смысле, не дружит с практикой).
Но, с другой стороны, аргумент против отсутствия теоретических основ соционики не вполне точен, так как теоретическая основа у соционики есть: это типология К.Г.Юнга. Именно Юнг ввел понятие о психических функциях, подробно их проанализировал и описал в своей работе «Психологические типы». Соционические теории, наиболее близкие к первоисточнику, на деле оказываются и более работающими на практике, и более применимыми к реальной жизни.
- Аргумент : «У соционики нет надежного метода».
И в этом есть доля правды. Действительно, методология соционики еще весьма далека от совершенства и является скорее эклектичной, чем системной.
Но, как ни странно, во многих случаях, пользуясь разными методами, соционики выявляют — о чудо! — один и тот же социотип в одном и том же случае. Правда, пока что это касается случаев наиболее ярких, проявленных, но тем не менее. Значит, есть некое общее методическое основание, в опоре на которое можно выявить соционический тип. Просто пока еще это основание не до конца осознано и определено.
- Аргумент 3: «Соционический тип — это миф, его не существует».
Это весьма философский аргумент. Рассуждать на эту тему можно долго и даже убедительно. Понятие «соционический тип» — это всего лишь одно понятие — один конструкт — в ряду многих (таких, как «психика», «эмоция», «темперамент», «личность» и т.п.), которые помогают нам осознавать, описывать и изучать ту реальность, в которой все мы существуем, и которая существует в нас. В конце концов, это всего лишь вопрос призмы, через которую человеку (в широком смысле слова) удобно смотреть на мир.